Back to top

Печатание красками “под серебро” и “под золото”

Глава 9 из книги Петера Мюллера “Офсетная печать: проблемы практического использования”, посвященная проблемам, которые возникают при печатании красками “под серебро” и “под золото”.

9.1. Особенности при печатании серебряной краской

Краски «под золото» и «серебро» (так называемые «металлизированные») в сравнении с офсетными воспринимают малое количество увлажняющего раствора. Этим объясняется их более быстрое эмульгирование. В сравнении с пигментом, например пурпурной краски европейской триады (рис. 135), пигмент краски «под серебро» имеет иной внешний вид. 

Рисунок 135

Показанные на рис. 136 алюминиевые пластиночки серебряного пигмента имеют размер от 1,5 до 3,5 мкм. Напомним, что в
отдельных случаях глубина рельефа полиметаллической формы может достигать 3,5 мкм, что соизмеримо с размерами частицы пигмента.

Рисунок 136

Во избежание сильного отмарывания металлизированных красок с помощью формы специально устанавливается так называемый «регулятор расстояния», представленный схематически на рис. 137.

Рисунок 137

Если толщина слоя краски слишком велика, регулятор расстояния уходит под слой краски, но все же ее отмарывание происходит в меньшей степени (рис. 138).

Рисунок 138

При печатании металлизированными красками особенно важными факторами являются состав и подача увлажняющего раствора: слишком высокая жесткость воды повышает поверхностное натяжение и снижает степень смачиваемости печатной формы. Следует применять только воду жесткостью менее 10 ммоль/л.

Сильно эмульгирующая металлизированная краска отмарывает и хуже высыхает, поэтому иногда ее заменяют краской, менее склонной к эмульгированию.

Для снижения поверхностного натяжения увлажняющего раствора в него добавляют глицерин; делать это надо осторожно, чтобы не ухудшить высыхание краски. Чтобы улучшить качество печатания металлизированными красками тонких линий, особенно добиться их четкости на негативном изображении, можно добавить в увлажняющий раствор немного лимонной кислоты.

Для улучшения закрепления металлизированных красок в них можно вводить небольшое количество сиккатива. При использовании увлажняющих аппаратов, работающих с изопропиловым спиртом, его концентрация при печатании металлизированными красками должна составлять не более 5%. При печатании «по-сырому» серебряной и черной красками первая из них — серебряная — должна быть более липкой, а вторая — менее липкой («короткой»).
Если давление при печатании черной краской по ранее отпечатанной серебряной будет минимальным, то красковосприятие будет оптимальным.
Все выбранные серебряные краски печатали на однокрасочной машине на трех видах бумаги. Затем по серебряным краскам печатали черную. Серебряная краска, которая при втором прогоне (при печатании черной) в меньшей степени переходила на резинотканевую пластину, обладала лучшими печатно-техническими свойствами. Таким экспериментальным путем была
выбрана серебряная краска с оптимальными характеристиками.

9.2. Печатание фона серебряной краской и текста черной

Фон серебряной краской и текст печатали на двухкрасочной машине «по-сырому»: в верхней секции (пятицилиндровое построение) — серебряной, в нижней — черной. Для получения глянца на оттиске, отпечатанном серебряной краской, необходимо при печатании обеспечить подачу краски слоем определенной толщины. Качество пропечатки текста черной краской показано на рис. 139. Ухудшение восприятия черной краски серебряной связано с липкостью и интенсивностью последней.

Рисунок 139

Печатник увеличил подачу черной краски и на оборотной стороне оттиска обнаружил, что она отмарывает (рис. 140 и 141). Поэтому тираж не мог быть передан заказчику и был забракован.


Рисунок 140

Рисунок 141

Способ устранения

Была применена более липкая серебряная краска, которая при печатании «по-сырому» лучше воспринимала черную краску. Давление при печатании черной краской сделали минимальным. Поскольку был достигнут более высокий глянец при печатании серебряной краской, чем раньше, была уменьшена ее подача. Оттиск фона «под серебро» и черной (текст) «по-сырому» показан на рис. 142.

Рисунок 142

Чтобы избежать бликов при раздельном печатании, на участках фотоформы для серебряной краски, где должен располагаться текст, печатаемый черной краской, была сделана выворотка, и вместо 100%-ного серебряного фона в местах расположения текста печатали краской растровое поле с относительной площадью растровых элементов 50%. Это еще более повысило насыщенность черной краски.

9.3. Трудности, возникающие при печатании второй краской, из-за повышенной подачи увлажняющего раствора

Рисунок 143

На рис. 143 показан оттиск, на котором отчетливо видны дефекты, связанные с печатанием второй краской по серебряному фону. При первом прогоне печатали фон серебряной краской, при втором — шрифт черной краской по фону. По разорванному рисунку шрифта видно, что серебряная краска не воспринимала черную.
Растровое изображение на рисунке было слабоконтрастным и состояло в основном из 75%-ного поля с незначительным увеличением его плотности из-за растискивания растровых элементов. Если печатник увеличил подачу увлажняющего раствора, то на крупнокегельном тексте рубленой гарнитуры появлялись затеки (рис. 143).

При уменьшении подачи увлажняющего раствора качество пропечатки текста улучшалось, затеки исчезали, однако растискивание растровых элементов на 75%-ном поле, занимающем основное место на иллюстрации, увеличивалось, то есть добиться оптимальной подачи увлажняющего раствора применительно к различным по характеру изображения участкам печатной формы не удалось.
Введение добавки изопропилового спирта в увлажняющий раствор несколько улучшило пропечатку шрифта — затеки уменьшились, однако этого было недостаточно для получения качественного оттиска.

Причина

Пленка увлажняющего раствора, переносимая с формы при каждом обороте цилиндра и находящаяся между запечатываемым материалом и резинотканевой пластиной, не могла проникнуть в запечатываемый материал, так как на его поверхность уже был нанесен плотный слой серебряной краски. Вследствие этого на участке, где по серебряному фону печатался текст, образовывался избыток увлажняющего раствора. Отрегулировать его подачу между участками иллюстрации, на которых серебряного фона нет, и
участками текста невозможно.

Способ устранения

Печатание черной краской необходимо производить в два прогона, изготовив дополнительные печатные формы. При первом прогоне следует печатать растровые изображения, при втором — текст. Тогда подачу увлажняющего раствора можно отрегулировать в каждом отдельном случае в соответствии с характером формы и печатание будет происходить без осложнений.

9.4. Отмарывание серебряной краски после нанесения на нее лака

Заказ в четыре краски, одной из которых была серебряная, печатали на двухкрасочной машине. На серебряную краску, используя эту же форму, наносили лак (рис. 144). При первом прогоне печатали только голубой краской, при втором — красной и серебряной, при третьем — желтой и лаком.

Рисунок 144

При печатании тиража в 4 тыс. оттисков, чтобы избежать отмарывания, их разложили в две стопы. Перед запечатыванием оборотной стороны аккуратно переворачивали каждую стопу.
И все же при последнем прогоне оказалось, что серебряная краска с нанесенным на нее лаком сильно отмарывает (рис. 145).

Рисунок 145. Участки отмарывания краски и лака при их контакте с незапечатанной обратной стороной листа.

Способ устранения

При последующем печатании была применена другая серебряная краска, а печатный лак не наносили. Тираж был безупречного качества, без отмарывания. Кроме того, серебряная краска имела повышенный глянец, поскольку частички алюминиевого пигмента имели большее собственное отражение, чем при взаимодействии со связующим лака в первом случае.

9.5. Подбор краски при печатании на бронзированном картоне

При печатании на бронзированном картоне, поверхность которого закрашивается краской «под золото» в процессе его изготовления, часто возникают трудности, связанные с закреплением на нем печатной краски. Поэтому рекомендуется, например, применять черную краску только при необходимости печатать простой текст. Однако даже через два дня после печатания текста на бронзированном картоне оттиски еще не высохли, отмарывали и смазывались (рис. 146).

Рисунок 146. Оттиск полученный на бронзированном картоне с использованием краски для печатания на фольге, которая не предназначена для печатания на таком картоне

Уже во время печатания стало ясно, что нужна другая, специальная краска. Так как свойства поверхности бронзированного картона аналогичны свойствам поверхности фольги, применили краску для печатания на фольге, которая высыхает за счет окисления, а не впитывания в запечатываемый материал. Кроме того, вместо обычного увлажняющего раствора использовали
дистиллированную воду, чтобы исключить возможность влияния факторов, снижающих скорость высыхания краски. Но, несмотря на это, качество оставалось неудовлетворительным.

Причина

Поверхность бронзированного картона шероховата. Пигмент краски «под золото» воспринимается картоном не так, как пигмент обычной краски, но все же впитывающая способность поверхности сохраняется. Краска для фольги при печатании на картоне непригодна.

Способ устранения

При печатании следует подбирать специальную черную краску для картона. Пропечатка текста получается равномерной, оттиск не отмарывает и быстро высыхает (рис. 147).

Рисунок 147. Оттиск полученный с использованием краски, пригодной для печатания на бронзированном картоне.

Примечание

Перед печатанием на бронзированном картоне необходимо заранее оценить взаимодействие краски с запечатываемым материалом.

«Пятнистая» печать серебряной краской

На рис. 148 показан фрагмент проспекта, отпечатанного с двух сторон при порядке наложения красок: черная — пурпурная — голу-
бая — серебряная. Эта работа была выполнена на четырехкрасочной офсетной машине фирмы MAN Roland пятицилиндрового построения. Увлажняющий раствор, который подавался аппаратом спиртового увлажнения с термостатированием, содержал 14% изопропилового спирта. И все же на оттиске серебряной краской, которая печаталась последней, наблюдалась пятнистость.

Рисунок 148

Способ устранения

Увлажняющий раствор, нанесенный перед печатанием серебряной краской, не мог быстро впитаться в бумагу, поэтому был изменен порядок наложения красок. На машине пятицилиндрового построения после печатания первых двух красок — черной и пурпурной — проходит сравнительно больше времени до печатания двух последующих красок, чем между печатанием третьей и четвертой. Поэтому серебряная краска была отпечатана в третьем (верхнем) аппарате, а голубая — в четвертом (нижнем). В результате пятнистость серебряной краски не наблюдалась.
Можно предположить, что при первоначальном порядке наложения красок увлажняюший раствор в третьем аппарате (голубая краска) образовывал на поверхности бумаги пленку, которая создавала отмарывание во время печатания серебряной краской.
Пятнистость на оттиске форматом 70х100 см не была равномерной по полю изображения. Вероятно, впитывание пленки увлажняющего раствора разной толщины происходит неодинаково.

9.7. Загрязнение лака из-за переноса черной краски

Рисунок 149

Сюжет, изображенный на рис. 149, должен был быть отпечатан на двухкрасочной машине на бумаге машинного мелования массой 100 г/м2. Порядок наложения красок: голубая и серебряная (первый прогон), черная краска и нанесение печатного лака (второй прогон).
Такой порядок наложения красок был выбран для достижения насыщенности черной краски, наносимой на серебряную (серебряная краска с этих участков не была удалена). Однако по всей площади оттиска на сухой поверхности лака становилась заметной черная краска.

Причина

При малом интервале между печатными циклами в момент второго прогона черная краска с оттиска переходит на резинотканевую пластину нижней секции. В процессе печатания слой краски вместе с печатным лаком переходит на запечатываемый материал, другая часть краски попадает на печатную форму нижней секции, а с нее частично — в красочный аппарат, в котором находится лак. По истечении короткого времени лак окрашивался черной краской. Казалось, что только нанесение лака отдельным прогоном может предотвратить его загрязнение.

Способ устранения

Заменили черную краску более липкой. Вместо формы для сухого, без увлажнения нанесения лака на всю поверхность была установлена форма для печатания серебряной краской, и с нее печатали лаком с увлажнением.

После принятых мер печатный лак на резинотканевой пластине нижней секции не имел непосредственного контакта с черной краской на основном растровом поле изображения. Их контакт оставался только на небольшом участке текста, не вырезанном на форме для серебряной краски, которую использовали для нанесения лака. Увеличение липкости черной краски и повышение скорости ее впитывания привели к уменьшению ее перехода на резинотканевую пластину нижней секции. Повышенное увлажнение печатной формы, которую использовали теперь для нанесения лака, способствовало удалению с нее даже малых остатков этой краски.

Тираж качественно можно было отпечатать в два прогона, не печатая лак отдельно.